Поиск по сайту
Развитие превосходства в компетентности поставок

Подписка на рассылку

Опрос
Как вы переживаете финансовый кризис?







  

Статьи

Модели управления запасами

Модели управления запасами

Цели

Возникновение теории управления запасами можно связать с работами Ф. Эджуорта и Ф. Харриса, появившимися в конце XIX — начале XX века, в которых исследовалась простая оптимизационная модель для определения экономичного размера партии поставки для складской системы с постоянным равномерным расходом и периодическим поступлением хранимого продукта. Запасом называется любой ресурс, который хранится для удовлетворения будущих нужд. Примерами запасов могут стать полуфабрикаты, готовые изделия, материалы, различные товары, а также денежная наличность, находящаяся в хранилище.

Существуют причины, побуждающие фирмы создавать запасы: 1) дискретность поставок при непрерывном потреблении; 2) упущенная прибыль в случае отсутствия запаса; 3) случайные колебания: А) спроса за период между поставками; Б) объема поставок; В) длительности интервала между поставками; 4) предполагаемые изменения конъюнктуры: А) сезонность спроса; Б) сезонность производства. Существуют также причины, побуждающие предприятия стремиться к минимизации запасов на складах: 1) плата за хранение запаса; 2) физические потери при хранении; 3) моральный износ продукта. После того как вы выполните задания, предлагаемые в этой главе, вы будете уметь формулировать и использовать для экономического анализа следующие понятия: • запас; • заказ; • издержки выполнения заказа (издержки заказа); • издержки хранения; • упущенная прибыль (издержки дефицита); • срок выполнения заказа; • точка восстановления.

Модели Существует проблема классификации имеющихся в наличии запасов. Для решения этой задачи используется методика административного наблюдения. Цель ее заключается в определении той части запасов фирмы, которая требует наибольшего внимания со стороны отдела снабжения. Для этого каждый компонент запасов рассматривается по двум параметрам: 1) его доля в общем количестве запасов фирмы; 2) его доля в общей стоимости запасов. Методика 20/80. В соответствии с этой методикой компоненты запаса, составляющие 20% его общего количества и 80% его общей стоимости, должны отслеживаться отделом снабжения более внимательно. Методика АВС. В рамках этой методики запасы, имеющиеся в распоряжении предприятия, разделяются на три группы: А, В и С. Группа А: 10% общего количества запасов и 65% их стоимости; В: 25% общего количества запасов и 25% их стоимости; С: 65% общего количества запасов и около 10% их стоимости. Именно Наименьшая по объему и Наиболее ценная часть запасов может стать предметом особого контроля и математического моделирования. Необходимо отметить, что классификация запасов может быть основана не только на показателях доли в общей стоимости и в общем количестве. Некоторые виды запасов могут быть причислены к более высокому классу на основании таких характеристик, как специфика поставок, качество и т. д. Преимущество методики деления запасов на классы заключается в том, что для каждого из них можно выбрать свой порядок контроля и управления. Отметим некоторые моменты политики управления запасами, классификация которых проведена на основе АВС-анализа. 1. Запасы группы А требуют более внимательного и частого проведения инвентаризации; правильность учета запасов этой группы должна подтверждаться чаще. 2. Планирование и прогнозирование запасов группы А долж¬но характеризоваться большей степенью точности, нежели плани¬рование запасов групп В и С. 3. Для группы А нужно стараться создать страховой запас, что¬бы избежать больших расходов, связанных с отсутствием запасов этой группы. 4. Методы и приемы управления запасами, рассмотренные далее, должны применяться прежде всего к группам А и В. Что касается запасов группы С, обычно момент возобновления заказа по ним определяют исходя из конкретных условий, а не на основе количественного метода, чтобы свести к минимуму расходы на их контроль. Рассмотрим основные понятия теории управления запасами. Издержки выполнения заказа (издержки заказа) — накладные расходы, связанные с оформлением заказа. В промышленном производстве такими издержками являются затраты на переналадку оборудования и подготовительные операции. Издержки хранения — расходы, связанные с физическим содержанием товаров на складе, плюс возможные проценты на капитал, вложенный в запасы. Обычно они выражены в абсолютных единицах или в процентах от закупочной цены и связаны с определенным промежутком времени. Упущенная прибыль (издержки дефицита) — издержки, связанные с неудовлетворенным спросом, возникающим из-за отсутствия продукта на складе. Совокупные издержки за период представляют собой сумму из¬держек заказа, издержек хранения и упущенной прибыли. Иногда к ним прибавляются издержки на закупку товара. Срок выполнения заказа — время с момента заказа до момента его выполнения. Точка восстановления — уровень запаса, при котором делается новый заказ. I.

Детерминированные модели 1. Простейшая модель оптимального размера заказа. Предположим, что: 1) темп спроса на товар известен и постоянен; 2) получение заказа мгновенно; 3) закупочная цена не зависит от размера заказа; 4) дефицит не допускается. Исходные данные: темп спроса, издержки заказа, издержки хранения. Результат: оптимальный размер заказа, время между заказами, количество заказов за фиксированный период времени, совокупные издержки. Размер заказа является постоянным. Заказ выполняется мгновенно. Уровень запасов убывает с постоянной интенсивностью, пока не достигает нулевого значения. В этот момент времени де¬лается и мгновенно выполняется заказ и уровень запаса восста-навливается до максимального значения. При этом Оптимальным решением задачи будет такой размер заказа, при котором минимизируются общие издержки за период, равные сумме издержек хранения и издержек заказа.

2. Модель оптимального размера заказа с фиксированным временем его выполнения. Предположим, что: 1) темп спроса на товар известен и постоянен; 2) время выполнения заказа известно и постоянно; 3) закупочная цена не зависит от размера заказа; 4) дефицит не допускается. Исходные данные: темп спроса, издержки заказа, издержки хра¬нения, время выполнения заказа. Результат: оптимальный размер заказа, время между заказами, точка восстановления запаса, количество заказов за фиксированный период времени, совокупные издержки. Размер заказа является постоянным. Время выполнения заказа постоянно. Уровень запасов убывает с постоянной интенсивностью, пока не достигает точки восстановления R. В этот момент делается заказ, который выполняется за время L. К моменту поступления заказа размер запаса на складе равен нулю. Оптимальным решением задачи будет такой размер заказа Q*, при котором минимизируются общие издержки за период, равные сумме издержек хранения и издержек заказа. 

3. Модель оптимального размера заказа с производством. Предположим, что: 1) темп спроса на товар известен и постоянен; 2) темп производства товара известен и постоянен; 3) время выполнения заказа известно и постоянно; 4) закупочная цена не зависит от размера заказа; 5) дефицит не допускается. Исходные данные: темп спроса, темп производства, издержки заказа, издержки хранения, время выполнения заказа. Результат: оптимальный размер заказа, время между заказа¬ми, точка восстановления запаса. Фирма производит продукт самостоятельно, хранит его на складе и расходует с постоянным темпом. Если темп производ¬ства выше темпа спроса, то излишки продукта накапливаются на складе. Когда количество продукта на складе достигает максималь-ного значения, производство прекращается и продукт расходует¬ся со склада с постоянным темпом. Когда запас на складе дости¬гает точки восстановления, производство возобновляется. При этом Оптимальным решением задачи будет такой размер заказа Q*, При котором минимизируются общие издержки за период, равные сумме издержек хранения и издержек на возобновление (запуск) производства. В этой модели оптимальный размер заказа также не зависит от цены продукта.

4. Модель оптимального размера заказа с дефицитом. Предположим, что: 1) темп спроса на товар известен и постоянен; 2) время выполнения заказа известно и постоянно; 3) закупочная цена не зависит от размера заказа. Исходные данные: темп спроса, издержки заказа, издержки хранения, издержки дефицита. Результат: оптимальный размер заказа, время между заказами, точка восстановления запаса, совокупные издержки. Размер заказа является постоянным. Уровень запасов убывает с постоянной интенсивностью. Допускается дефицит продукта. После получения заказа фирма компенсирует дефицит и восстанавливает запас продукта на складе. Заказ делается тогда, когда дефицит продукта на складе достигает оптимального размера. Оптимальным решением задачи будет такой размер заказа Q*, при котором минимизируются общие издержки за период, равные сумме издержек хранения, издержек заказа и издержек дефицита.

5. Модель оптимального размера заказа с количественными скидками. Предположим, что: 1) темп спроса на товар известен и постоянен; 2) время выполнения заказа известно и постоянно. Исходные данные: темп спроса, издержки заказа, издержки хра¬нения, цена товара, количественные скидки в случае закупки крупных партий товара. Результат: оптимальный размер заказа, время между заказами, точка восстановления запаса, количество заказов за фиксированный период времени, совокупные издержки. Пусть Q — размер заказа; T — продолжительность периода планирования; D, D —величина спроса за период планирования и в единицу времени соответственно; К — издержки одного заказа; Н, H — удельные издержки хранения за период и в еди¬ницу времени соответственно. Предположим, что известны числа СI, АI, I = 1, ..., П, где СI — цена продукта при размере заказа Q в интервале AI–1 £ Q < аI. Бу¬дем считать, что A0 = 0 и An = +¥. Тогда: Оптимальный размер заказа определяется в результате решения П задач. Каждая из этих задач сводится к определению такого раз¬мера заказа Qi, I = 1,..., П, при котором функция совокупных (об¬щих) издержек достигает минимума при ограничениях Решение исходной задачи определяется из условия

Стохастическая модель 6. Дискретная стохастическая модель оптимизации начального запаса. Мы отказываемся от предположения о постоянстве и детерминированности величины спроса на товар и предполагаем известным распределение величины спроса. Пусть S — размер запаса на начало периода планирования; D — величина спроса за период планирования (це¬лое число); Н — удельные издержки хранения за период; В — удельные издержки дефицита за период; P(D)— вероятность того, что величина спроса за период планирования составит D. Функция распределения величины спроса F(X) = Р (D < х) = . В случае когда величина спроса за период планирования пре¬вышает размер запаса (D > S), возникает дефицит и соответству¬ющие издержки дефицита. Если запас больше, чем величина спро¬са (S > D), то возникают издержки хранения. Математическое ожидание C1(S) величины издержек хранения за период планирования для размера начального запаса S можно оценить следующим образом: Математическое ожидание С2(S) величины издержек дефицита за период планирования для размера начального запаса S можно оценить следующим образом: Математическое ожидание C(S) совокупных издержек в этом случае имеет вид В стохастической модели Оптимальным является такой размер начального запаса S*, при котором математическое ожидание со¬вокупных издержек C(S*) имеет минимальное значение, т. е. та¬кой размер запаса S*,который удовлетворяет условию Если и оптимальными являются как размер запаса S*, так и размер запасаS* + 1. http://matica.org.ua/issledovanie-operatsiy-v-ekonomike-modeli-zadachi-resheniya-afanasev-m-u-suvorov-b-p/13-modeli-upravleniya-zapasami


Количество показов: 2922
Количество голосов:  6

Возврат к списку

(Голосов: 6, Рейтинг: 3.77)

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


  2009-2015 ©Федерация Закупок и Управления Поставками. Все права охраняются законодательством РФ  
Создание сайта - Esperi